Настройка звучания ФМ-процессора

Как звучит ваша радиостанция?

Вас устраивает звучание вашей радиостанции? Большинство программных директоров затрудняются ответить на этот простой вопрос и переадресуют его своим звукорежиссерам или техническим специалистам. И это – большая ошибка. Ваши слушатели запросто отвечают нам на этот же вопрос. Хотя в большинстве своем  это обычные люди без специального образования. И оценивают они ваше звучание очень просто:

ГРОМКОСТЬ. Радиостанции с похожими форматами обычно находятся на соседних кнопках автомагнитолы. Выигрывает та, что звучит громче.

ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ. Громкость может быть одинаковой, но одна станция нравится, а другая – нет. Если радиостанция звучит громко, но блёкло, глухо, без низких и высоких частот, если не разобрать слов, то это не понравится никому. А вот если «качает», если не нужно напрягать слух, чтобы разобрать слова, то это нравится всем.

ЗАМЕТНОСТЬ ИСКАЖЕНИЙ. Война громкостей вынуждает звукозаписывающие лейблы и радиостанции агрессивно обрабатывать звуковой сигнал. В результате звучание становится громче, но за это всегда приходится платить появлением искажений. Чем заметнее искажения – тем менее продолжительное время слушатель может находиться на вашей частоте. 

Слух устанет от назойливого грязного звучания, и слушатель переключится на вашего конкурента с похожим форматом, но более чистым звуком, чтобы уши отдохнули. Слушатель не всегда понимает, что именно стало его утомлять и раздражать. Однако, не отдавая себе отчет в причине, он переключается на вашего конкурента. Если же вы не превысили определенный порог заметности искажений, то слушатель может часами оставаться на вашей частоте.

Попробуйте прямо сейчас послушать свой эфир и сравнить звучание с конкурентами. Если вы проигрываете хотя бы по одному параметру, значит есть над чем поработать и вы нашли возможную точку роста станции. И не перекладывайте этот вопрос на других. То, каким должно быть звучание станции, зависит от формата и от программной политики. Эти вопросы находятся в зоне ответственности программного директора, саунд-продюсера или владельца.

                                                                FM-ПРОЦЕССОР

FM-процессор в современном УКВ-ЧМ радиовещании обеспечивает выполнение как творческих, так и технических задач. По этой причине его включением и настройкой должен заниматься не звукорежиссер и не радиоинженер, а специалист с компетенцией на стыке этих областей знаний.

 


С одной стороны, такой специалист должен обладать глубоким пониманием современных методов обработки звука, а с другой – хорошо разбираться в том, как технически устроена система стереофонического радиовещания. Он должен уметь обращаться со служебными параметрами радиосигнала, уметь пользоваться контрольно-измерительным оборудованием и знать, каким критериям качества должен отвечать сигнал в эфире. И еще у него должен быть успешный опыт работы с FM-процессорами вообще и вашей моделью процессора в частности. 

Современный FM-процессор настолько сложный прибор, что присутствие сотен параметров обработки в непонятных единицах измерения и их неочевидная взаимосвязь могут поставить в тупик любого. Профессионально владеть глубоким пониманием всех процессоров на рынке невозможно. Тот, кто утверждает обратное, – с большой долей вероятности обладает лишь поверхностными знаниями в этом вопросе. Избегайте таких специалистов.

FM-процессор, с инженерной точки зрения, является прибором многополосной обработки звука со встроенным стереокодером и лимитером комплексного стереосигнала. Из левого и правого канала стереосигнала процессор формирует комплексный стереосигнал, которым модулируется несущая частота. Выходной лимитер комплексного стереосигнала, являющийся важнейшей неотъемлемой частью FM-процессора, обеспечивает нужные энергетические характеристики, громкость и влияет на среднее значение девиации сигнала. 

С творческой точки зрения, FM-процессор формирует привлекательность звучания, индивидуальный узнаваемый звук и его однородность. Под однородностью мы понимаем следующее. Песни, записанные в разные эпохи и на разных лейблах, должны звучать похоже. На радиостанции, которая уделяет внимание своему звучанию, фонограммы, например, 70-х, 80-х и 2000-х годов не должны сильно отличаться. 

 

Однородность звучания достигается многополосной обработкой в частотном домене, модификацией исходного динамического диапазона сигнала и сложными взаимосвязями звеньев обработки через «сайд-чейн». Наиболее близким к этому можно было бы называть процесс ремастеринга фонограмм. В результате при смене песен в эфире должно возникать ощущение, что вы слушаете один альбом, с точки зрения его звучания.

FM-процессор существенно влияет не только на громкость радиостанции, но и на параметры сигнал/шум, индекс модуляции и устойчивость сигнала к эффекту многолучевого приёма, при котором на приёмник приходит сигнал с передающей антенны и отраженный от высоких зданий. Всё это влияет на то, как чисто вы звучите и какой будет территория уверенного качественного приёма.

НАСТРОЙКА FM-ПРОЦЕССОРА

Конечно, все эти утверждения справедливы, если рядом с вашим передатчиком находится FM-процессор, если он не устарел морально, корректно подключен и настроен. Наш опыт показывает, что большинство радиостанций, имеющие FM-процессор, используют его потенциал менее чем на половину.

Радиостанция без FM-процессора всегда будет проигрывать конкурентам по громкости и привлекательности звучания. Встроенный в передатчик стереокодер не имеет выходного лимитера, а значит средний уровень модуляции сигнала вашей радиостанции будет на 30-70% ниже, чем мог бы быть. Это значит, что радиостанция без FM-процессора будет звучать в 2-3 раза тише, если она, работая, не нарушает требования в максимально допустимой модуляции сигнала.

Если ваша радиостанция имеет процессор, но звучание уступает конкурентам по громкости и привлекательности, это означает, что процессор некорректно настроен или есть проблемы с сигналом, который поступает к процессору на вход.

«Дигитон Системс» оказывает услуги по настройке звучания радиостанции. Уже много лет мы работаем с процессорами Omnia, так как они всегда позволяют нам выполнить обязательства по договору и гарантировать заказчику результат, который он хочет получить. 

    

Иногда нам ставят действительно сложные задачи. Например, когда в эфире работают десятки радиостанций и требуется звучать так же громко, как лидеры, и при этом отличаться от них индивидуальным звуком. В идеале нужно выбирать модель процессора под конкретную задачу, конкретный город с конкретными конкурентами и с учетом формата радиостанции. Проконсультируйтесь у наших специалистов, какой процессор Omnia подойдет именно в вашем случае. Сейчас на рынке вещательного оборудования нет технологии, равной UNDO в Omnia.9, где за восстановление входного сигнала отвечают более 200 параметров. Не существует лимитера комплексного сигнала, равному тому, что есть в Omnia.11 и Omnia VOLT. Никто не сможет тягаться с психоакустическим клиппером Omnia.9, маскирующим шумы, вызванные ограничением сигнала.

КАК МЫ РАБОТАЕМ

В большинстве случаев настройка звучания радиостанции требует трех дней работы звукоинженера, включая день приезда и отъезда. Мы начинаем со студии, проходим весь путь следования сигнала до передатчика. Комплекс работ включает в себя следующие обязательные для выполнения этапы:

—  согласование уровней по всему тракту от микрофонов в вещательной студии, эфирных компьютеров и других источников сигнала до входа в вещательный процессор после канала доставки;

—  согласование уровней выхода вещательного процессора и MPX-входа в передатчик;

—  настройка девиации RDS-сигнала;

— настройка динамической обработки в вещательном процессоре и создание индивидуального пресета с учетом индивидуальных особенностей звукового сигнала радиостанции и задач, поставленных со стороны заказчика;

— настройка параметров сигнала в эфире для обеспечения его максимальной энергоэффективности, улучшения помехоустойчивости и повышения громкости.

Мы работаем по договору с прозрачными и понятными условиями, предоставляющими вам гарантии. 50% стоимости работ вы оплачиваете только при условии, что вы довольны результатом.

Позвоните нам и мы поможем стать первой станцией в вашем городе по звучанию. Слушатели это оценят! Оставьте конкурентов позади!

НАШИ ЗАКАЗЧИКИ

Своё звучание нам доверили «Жара FM» (Москва), Love Radio (Санкт-Петербург), «Радио для двоих» (Санкт-Петербург), «Макс FM» (Сочи), Nostalgia FM (Санкт-Петербург), «Радио 107» (Краснодар), Radio Classic (Алматы) и многие другие.

Отзывы наших заказчиков

«Мы получили тот результат, к которому стремились: громкое чистое звучание и упругий бас. Вы – настоящие мастера настройки oмний».

[Генеральный продюсер «Жара FM» (Москва) Андрей Макаров]



«Мы довольны абсолютно всей проделанной работой компании «Дигитон Системс». И подходом к организации процесса, и тем, что получилось в итоге. Сейчас мы звучим определенно лучше других станций – саунд стал плотней и насыщенней, что полностью соответствует нашей концепции». 

[Саунд-продюсер «Макс FM» (Сочи) Дмитрий Торощин]


«В Питере перед нами стояла задача сделать звучание Love Radio плотным и громким по субъективному восприятию независимо то того, какая песня в эфире. На этой радиостанции у нас стоит FM-процессор Omnia.9, его настройку мы доверили компании «Дигитон Системс». Первое же впечатление от нового звука было положительным. В уши бросилась громкость и насыщенность звучания. Длительное прослушивание нового пресета процессора на разных треках показало, что задача качественного и единого звучания всего эфира станции была выполнена. Love Radio по громкости стало на уровне ведущих FM-радиостанций в Питере, при этом прозрачность звука и разборчивость поражает. Ранее мы могли добиться такой прозрачности и разборчивости только уменьшением компрессии, что сразу приводило к падению громкости в эфире по сравнению с конкурентами.   

                                       [Дмитрий Лисовский, технический директор KRUTOY MEDIA] 


«Первый день был полностью потрачен на объезд всех близлежащих окрестностей, находящихся в зоне нашего вещания, и проведение необходимых измерений. На второй день Денис приступил к настройке Omnia.11 и согласованию сигнала с передатчиком. Результат не заставил себя долго ждать – и вот он, тот самый долгожданный сочный, объемный и мощный звук, которого мы все так ждали! И который должен быть от такого топового FM-процессора, как Omnia.11




  [Технический директор  «Радио 107» (Краснодар) Артем Баженов]


«Звучание стало ярче. Для нас это сильно слышно и очень важно, потому что в классической музыке много звуковых градаций. Я очень рада! Спасибо за отзывчивость, понимание и сотрудничество!»
[Директор радио «Classic» (Алматы) Баян Байсеитова]