— ГРОМКОСТЬ. Радиостанции с похожими форматами обычно находятся на соседних кнопках автомагнитолы. Выигрывает та, что звучит громче.
— ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ. Громкость может быть одинаковой, но одна станция нравится, а другая – нет. Если радиостанция звучит громко, но блёкло, глухо, без низких и высоких частот, если не разобрать слов, то это не понравится никому. А вот если «качает», если не нужно напрягать слух, чтобы разобрать слова, то это нравится всем.
— ЗАМЕТНОСТЬ ИСКАЖЕНИЙ. Война громкостей вынуждает звукозаписывающие лейблы и радиостанции агрессивно обрабатывать звуковой сигнал. В результате звучание становится громче, но за это всегда приходится платить появлением искажений. Чем заметнее искажения – тем менее продолжительное время слушатель может находиться на вашей частоте.
Слух устанет от назойливого грязного звучания, и слушатель переключится на вашего конкурента с похожим форматом, но более чистым звуком, чтобы уши отдохнули. Слушатель не всегда понимает, что именно стало его утомлять и раздражать. Однако, не отдавая себе отчет в причине, он переключается на вашего конкурента. Если же вы не превысили определенный порог заметности искажений, то слушатель может часами оставаться на вашей частоте.
Попробуйте прямо сейчас послушать свой эфир и сравнить звучание с конкурентами. Если вы проигрываете хотя бы по одному параметру, значит есть над чем поработать и вы нашли возможную точку роста станции. И не перекладывайте этот вопрос на других. То, каким должно быть звучание станции, зависит от формата и от программной политики. Эти вопросы находятся в зоне ответственности программного директора, саунд-продюсера или владельца.
FM-процессор в современном УКВ-ЧМ радиовещании обеспечивает выполнение как творческих, так и технических задач. По этой причине его включением и настройкой должен заниматься не звукорежиссер и не радиоинженер, а специалист с компетенцией на стыке этих областей знаний.
С одной стороны, такой специалист должен обладать глубоким пониманием современных методов обработки звука, а с другой – хорошо разбираться в том, как технически устроена система стереофонического радиовещания. Он должен уметь обращаться со служебными параметрами радиосигнала, уметь пользоваться контрольно-измерительным оборудованием и знать, каким критериям качества должен отвечать сигнал в эфире. И еще у него должен быть успешный опыт работы с FM-процессорами вообще и вашей моделью процессора в частности.
Современный FM-процессор настолько сложный прибор, что присутствие сотен параметров обработки в непонятных единицах измерения и их неочевидная взаимосвязь могут поставить в тупик любого. Профессионально владеть глубоким пониманием всех процессоров на рынке невозможно. Тот, кто утверждает обратное, – с большой долей вероятности обладает лишь поверхностными знаниями в этом вопросе. Избегайте таких специалистов.
FM-процессор, с инженерной точки зрения, является прибором многополосной обработки звука со встроенным стереокодером и лимитером комплексного стереосигнала. Из левого и правого канала стереосигнала процессор формирует комплексный стереосигнал, которым модулируется несущая частота. Выходной лимитер комплексного стереосигнала, являющийся важнейшей неотъемлемой частью FM-процессора, обеспечивает нужные энергетические характеристики, громкость и влияет на среднее значение девиации сигнала.
С творческой точки зрения, FM-процессор формирует привлекательность звучания, индивидуальный узнаваемый звук и его однородность. Под однородностью мы понимаем следующее. Песни, записанные в разные эпохи и на разных лейблах, должны звучать похоже. На радиостанции, которая уделяет внимание своему звучанию, фонограммы, например, 70-х, 80-х и 2000-х годов не должны сильно отличаться.
Однородность звучания достигается многополосной обработкой в частотном домене, модификацией исходного динамического диапазона сигнала и сложными взаимосвязями звеньев обработки через «сайд-чейн». Наиболее близким к этому можно было бы называть процесс ремастеринга фонограмм. В результате при смене песен в эфире должно возникать ощущение, что вы слушаете один альбом, с точки зрения его звучания.
FM-процессор существенно влияет не только на громкость радиостанции, но и на параметры сигнал/шум, индекс модуляции и устойчивость сигнала к эффекту многолучевого приёма, при котором на приёмник приходит сигнал с передающей антенны и отраженный от высоких зданий. Всё это влияет на то, как чисто вы звучите и какой будет территория уверенного качественного приёма.
Конечно, все эти утверждения справедливы, если рядом с вашим передатчиком находится FM-процессор, если он не устарел морально, корректно подключен и настроен. Наш опыт показывает, что большинство радиостанций, имеющие FM-процессор, используют его потенциал менее чем на половину.
Радиостанция без FM-процессора всегда будет проигрывать конкурентам по громкости и привлекательности звучания. Встроенный в передатчик стереокодер не имеет выходного лимитера, а значит средний уровень модуляции сигнала вашей радиостанции будет на 30-70% ниже, чем мог бы быть. Это значит, что радиостанция без FM-процессора будет звучать в 2-3 раза тише, если она, работая, не нарушает требования в максимально допустимой модуляции сигнала.
Если ваша радиостанция имеет процессор, но звучание уступает конкурентам по громкости и привлекательности, это означает, что процессор некорректно настроен или есть проблемы с сигналом, который поступает к процессору на вход.
Иногда нам ставят действительно сложные задачи. Например, когда в эфире работают десятки радиостанций и требуется звучать так же громко, как лидеры, и при этом отличаться от них индивидуальным звуком. В идеале нужно выбирать модель процессора под конкретную задачу, конкретный город с конкретными конкурентами и с учетом формата радиостанции. Проконсультируйтесь у наших специалистов, какой процессор подойдет именно в вашем случае.
Наш стандартный алгоритм оказания услуги настройки звучания одной радиостанции предполагает трёхдневный выезд, включая день приезда и отъезда звукоинженера. За это время специалист:
- Согласовывает уровни по всему звуковому тракту от микрофонов и эфирных компьютеров до FM-процессора, выявляя возможные причины ухудшения качества сигнала;
- Согласовывает уровни сигнала на выходе вещательного процессора и входе FM-передатчика;
- Настраивает динамическую обработку в FM-процессоре, создавая индивидуальные пресеты с учётом особенностей станции, её формата, пожеланий заказчика и звучания конкурентов;
- Оптимизирует технические параметры сигнала для улучшения приёма и увеличения радиуса покрытия сигналом.
Мы работаем по договору с прозрачными и понятными условиями, предоставляющими вам гарантии. 50% стоимости работ вы оплачиваете только при условии, что вы довольны результатом.
Позвоните нам по телефону +7 (812) 564-66-42 или отправьте запрос на info@digiton.ru с темой "Настройка FM-процессора" и мы подготовим для вас индивидуальное предложение.
Своё звучание нам доверили «Жара FM» (Москва), Love Radio (Санкт-Петербург), «Радио для двоих» (Санкт-Петербург), «Макс FM» (Сочи), Nostalgia FM (Санкт-Петербург), "Европа Плюс" (Оренбург), «Авторадио» (Оренбург), «Русское Радио» (Оренбург), «Радио 107» (Краснодар), Radio Classic (Алматы) и многие другие.
«Всё прошло отлично! Вместе со звукоинженером компании "Дигитон" Денисом Давыдовым и с помощью его приборов мы выявили ряд технических проблем, которые негативно влияли на качество сигнала в эфире.
Настройка звучания оказалась не только важным, но и увлекательным процессом. Даже наши офисные сотрудники, которых мы привлекли для оценки звучания радиостанций пригласив в фокус-группу, с интересом включились в работу. Мы легко находили общий язык, порой буквально жестами объясняя, что хотим услышать в эфире, и тут же получали нужный результат. Теперь мы знаем о многих тонкостях, которые влияют на работу и звучание FM-процессора: от уровня входного сигнала до деталей настройки.
Мы полностью обновили прошивки всех процессоров, пересмотрели их использование и сделали выводы о том, какие модели FM-процессоров лучше подходят для конкретных форматов радиостанций. Все этапы работ оказали плодотворное влияние на работу технического персонала нашего холдинга».
[Руководитель технического отдела Оренбургской Медиагруппы Андрей Литвинов]
«Мы довольны абсолютно всей проделанной работой компании «Дигитон Системс». И подходом к организации процесса, и тем, что получилось в итоге. Сейчас мы звучим определенно лучше других станций – саунд стал плотней и насыщенней, что полностью соответствует нашей концепции».
[Саунд-продюсер «Макс FM» (Сочи) Дмитрий Торощин]
«В Питере перед нами стояла задача сделать звучание Love Radio плотным и громким по субъективному восприятию независимо то того, какая песня в эфире. На этой радиостанции у нас стоит FM-процессор Omnia.9, его настройку мы доверили компании «Дигитон Системс». Первое же впечатление от нового звука было положительным. В уши бросилась громкость и насыщенность звучания. Длительное прослушивание нового пресета процессора на разных треках показало, что задача качественного и единого звучания всего эфира станции была выполнена. Love Radio по громкости стало на уровне ведущих FM-радиостанций в Питере, при этом прозрачность звука и разборчивость поражает. Ранее мы могли добиться такой прозрачности и разборчивости только уменьшением компрессии, что сразу приводило к падению громкости в эфире по сравнению с конкурентами.
[Дмитрий Лисовский, технический директор KRUTOY MEDIA]
«Первый день был полностью потрачен на объезд всех близлежащих окрестностей, находящихся в зоне нашего вещания, и проведение необходимых измерений. На второй день Денис приступил к настройке Omnia.11 и согласованию сигнала с передатчиком. Результат не заставил себя долго ждать – и вот он, тот самый долгожданный сочный, объемный и мощный звук, которого мы все так ждали! И который должен быть от такого топового FM-процессора, как Omnia.11!»
[Технический директор «Радио 107» (Краснодар) Артем Баженов]