03 Февраля 2023
В декабре была ввезена первая партия цифровых микшерных консолей DIGILINE BMC.124, которые производятся под нашей торговой маркой в Аргентине. Инженеры-интеграторы Евгений Соцков и Игорь Русинович уже спроектировали на основе DIGILINE BMC.124 не одну радиовещательную студию, а также выполнили монтаж и пусконаладку первого проекта на базе этого микшера. Звукоинженер Денис Давыдов протестировал возможности встроенной в DIGILINE BMC.124 микрофонной обработки, его отзыв лег в основу раздела «Цифровая обработка сигналов». Уже второй месяц DIGILINE BMC.124 эксплуатируется в боевых условиях в составе радиокомплекса Марий Эл радио в Йошкар-Оле. Наши впечатления о пульте, подробное описание его возможностей и особенностей, а также перечень плюсов и минусов вы найдете в этом обзоре.
DIGILINE BMC.124 – это цифровая 24-канальная радиовещательная микшерная консоль, которая имеет 12 физических фейдеров и 12 виртуальных фейдеров на встроенном дисплее с тачскрином. Дистанционно можно управлять всеми 24 фейдерами через web-интерфейс, оптимизированный под монитор с тачскрином. Особенностью пульта является наличие отдельного Ethernet-порта для нативной работы со звуковыми IP-потоками.
DIGILINE BMC.124 можно заказать в двух вариантах:
- BMC.124/A67 с платой расширения DANTE/AES67 16x16;
- BMC.124/SA с платой расширения 4xUNIDEX и 4 аналоговыми балансными стереовходами).
Модель с 16-канальным AoIP-интерфейсом DANTE/AES67 относится к среднему классу IP-консолей и имеет ту же цену, что и бестселлер в этом классе – консоль Axia iQ, поставляемая в паре с процессором Axia QOR.32.
В России IP-консоли данного ценового диапазона являются самым массовым продуктом при создании региональных радиовещательных студий или их модернизации. Сможет ли пульт с российской торговой маркой конкурировать с полюбившимся всем американским пультом Axia iQ? Давайте разбираться.
Микшер DIGILINE BMC.124 реализован по принципу «все в одном» и выполнен в настольном корпусе c размерами 730x450x130 мм. Посередине консоли располагается мастер-секция оснащенная 7-дюймовым дисплеем с тачскрином. По бокам от нее размещены блоки по 6 фейдеров.
Встроенный в консоль дисплей для удобства навигации оборудован шестью аппаратными кнопками и поворотным контроллером с нажатием. На основном экране графического интерфейса отображаются индикаторы уровня шин PROGRAM, RECORD, AUX, VMIX и подслушки, цифровые часы с минутным кругом, сигнализация ON AIR и таймер, а также окно статуса с несколькими параметрами.
Ниже дисплея на мастер-секции имеются два LED-экрана с регуляторами, отображающими шины для мониторинга в аппаратной и студии, регуляторы уровня громкости аудиомониторов, наушников оператора и подслушки.
Для организации служебной связи на мастер-секции есть 4 кнопки, при нажатии которых сигнал микрофона служебной связи подмешивается к сигналу на назначенные выходы, а также отдельная кнопка для шины TALKBACK. Микрофон служебной связи встроен в мастер-секцию, однако можно назначить и внешний микрофон оператора.
В пульте применено интересное решение для упрощения работы оператора: на мастер-секции имеются 2 кнопки MASTER ON AIR MICS, позволяющие одним нажатием включать объединенные в группы микрофоны.
В консоли установлены 100-миллиметровые очень плавные фейдеры с заявленным сроком службы 20 лет (10 млн циклов). Над каждым фейдером расположен LED-экран, отображающий название источника и его входной уровень, кнопки включения, подслушки, а также назначения трех шин: PROGRAM, RECORD, AUX. Шина VMIX назначается с сенсорного дисплея или через web-интерфейс. Пульт может быть расширен до 24 физических фейдеров дополнительными блоками по 6 фейдеров. Но даже без них есть доступ к управлению дополнительным 12 линейкам через дисплей мастер-секции.
Внешний вид микшерной консоли DIGILINE BMC.124
Как уже говорилось выше, консоль исполнена в концепции «все в одном» и не имеет отдельного аппаратного процессора. Все разъемы для ввода и вывода сигналов находятся на задней панели пульта. Чтобы визуально скрыть подключенные к задней панели кабели, можно заказать опциональную декоративную панель. Для экономии места на задней панели большинство звуковых входов и выходов выполнены на разъемах RJ45 по стандарту Studio Hub+.
Консоль предоставляет инженеру широкий набор различных звуковых интерфейсов (всего 32 входа и 24 выхода). Предусмотрено практически все, что может понадобиться в современной студии:
Опционально пульт может оснащаться внешними UNIDEX-интерфейсными модулями, которые могут устанавливаться удаленно, в других помещениях радиокомплекса. UNIDEX – это универсальный интерфейс, позволяющий передавать по одной витой паре звуковой сигнал, управление и питание. Модули могут быть нескольких типов: микрофонный, телефонный гибрид, Bluetooth, USB. При подключении модуля телефонного гибрида появляется возможность управлять звонками и пользоваться номеронабирателем из специального меню консоли. UNIDEX-порт также может использоваться как стандартный линейный стереовход по стандарту Studio Hub+.
DIGILINE BMC.124 имеет выход для наушников оператора (TRS 6.3) и мониторов (TRS 3.5), вход для контрольного FM-приемника (TRS 6.3), интерфейсы Ethernet, USB, GPIO, два разъема TALLY с питанием 12 вольт для подключения диодной сигнализации ONAIR и разъем для подключения 220 вольт к встроенному блоку питания.
Опционально консоль можно дополнить студийными блоками мониторинга на 3 или 5 наушников, для которых предусмотрен отдельный порт.
Вид задней панели микшерной консоли DIGILINE BMC.124
Консоль DIGILINE BMC.124 имеет встроенную цифровую обработку сигналов на каждом входе. Она позволяет ощутимо повысить качество звучания радиостанции. Доступные алгоритмы обработки зависят от типа входа пульта: 4 микрофонных входа имеют 4-полосный параметрический эквалайзер, де-эссер и динамическую обработку (компрессор с гейтом). Универсальные аналоговые входы имеют 3-полосный параметрический эквалайзер и динамическую обработку. Все остальные входы имеют эквалайзер.
При настройке микрофонов вы найдете полноценный channel strip, с регулировкой усиления прямо в параметрах канала. Есть три прекрасно работающих эффекта - де-эссер, эквалайзер и компрессор, совмещенный с гейтом. Разработчики не стали урезать функциональные возможности и параметры этих обработок. В де-эссере настраиваются верхняя и нижняя частоты полосы подавления, в эквалайзере присутствуют четыре полностью параметрических полосы с вариантом выбора типа верхнего и нижнего фильтра (полка, обрезка, пиковый). В компрессоре есть регулировка порога, атаки, восстановления и даже удержания (hold), плюс регулируемый вручную (не автоматически) параметр выходного усиления. Каждый эффект можно выключить кнопкой бай-пасс. Так что на борту уже есть приличный предусилитель, и вам не потребуется тратиться на внешнюю обработку.
Задержка при прохождении сигнала через DIGILINE BMC.124 составляет 1.2 мс (аналоговый линейный вход на аналоговый выход с выключенной обработкой), а при включенных обработках всего на 0.2 мс больше (микрофонный вход на аналоговый выход при использовании всех обработок!). Это очень незначительная задержка, которая совершенно незаметна. По этому показателю DIGILINE BMC.124 выигрывает у американских IP-консолей.
Денис Давыдов исследует возможности микрофонной обработки DIGILINE BMC.124 в офисе «Дигитон Системс»
Интерфейс настройки 4-полосного параметрического эквалайзера
Интерфейс настройки динамической обработки
Внутренняя матрица консоли позволяет назначить любой вход на любой фейдер. В настройке фейдера указывается тип сигнала (MIC, LINE или TELCO), а также параметры, влияющие на логику поведения консоли. Здесь, например, указывается, где находится микрофон (в аппаратной или в одной из двух студий). На выходы также можно назначить необходимые шины пульта, микс-минусы или любой вход. Все настройки входов, включая настройки обработки сигнала и фейдеров, можно запомнить в одну из 12 сцен.
Интерфейс настройки входов
Интерфейс настройки фейдера
В консоли предусмотрено 3 уровня доступа к настройкам: Basic, Expert и Administrator.
Basic - Позволяет загружать преднастроенные сцены и иметь доступ к некоторым функциям на фейдере (например, гейн).
Expert - Позволяет настраивать динамическую обработку на входах, редактировать, сохранять настройки и маршрутизацию в сцены. Не имеет доступа к изменению сцен, заблокированных администратором, и к системным настройкам.
Administrator – имеет полный доступ к настройкам.
На внешний компьютерный монитор можно вывести копию изображения на встроенном в мастер-секцию дисплее
Пандемия коронавируса показала, насколько важно иметь полноценное удаленное управление оборудованием в аппаратно-студийном комплексе. DIGILINE BMC.124 имеет встроенный web-сервер для удаленного доступа. Подключившись к нему с любого устройства, поддерживающего HTML 5.0, можно комфортно управлять консолью через 24-фейдерный виртуальный микшер. Интерфейс адаптирован для мониторов с тачскрином. Управление DIGILINE BMC.124 может осуществляться с нескольких устройств одновременно. Помимо этого, полностью доступны все настройки консоли, а также главный экран мастер-секции с индикаторами уровня и часами. Web-интерфейс максимально приближен к интерфейсу встроенного в консоль дисплея — не приходится искать ассоциации настроек пульта на компьютере.
Доступный через web-интерфейс виртуальный микшер адаптирован для мониторов с тачскрином и обеспечивает полное удаленное управление микшерной консолью DIGILINE BMC.124
DIGILINE BMC.124 позволяет принять один и отдать два звуковых IP-потока в базовой конфигурации.
Поддерживаемые форматы звуковых IP-потоков на момент написания обзора:
Для входящего потока:
• RTP формата PCM или MP3;
• Публичные аудиопотоки HTTP или MMS формата PCM, MP3 или OPUS.
При включении поток заместит сигнал с первого AES-входа.
Для исходящего потока:
• RTP формата PCM или MP3;
• ICECAST/SHOUTCAST формата MP3.
Автомикс шины подслушки с программой в мониторах и наушниках оператора
При нажатии кнопки CUE и отсутствии сигнала в подслушиваемом канале оператор продолжает слушать выбранную программную шину в мониторах и наушниках. И только когда появляется сигнал, основная программа в мониторах и наушниках оператора понижается на выставленное количество dB, а к ней подмешивается шина подслушки.
Подключение VST-плагинов
Встроенный USB-интерфейс с поддержкой ASIO 3.0 позволит подключать с минимальной задержкой VST-плагины для дополнительной обработки или создания спецэффектов (например, вокодер).
DIGILINE BMC.124 полностью соответствует уровню IP-консолей среднего ценового диапазона. На базе пульта можно реализовать любую региональную студию радиостанций разговорного, музыкального или смешанного форматов. Да, DIGILINE BMC.124 уступает по возможностям вещательным консолям верхнего ценового диапазона, таким как Axia Quasar или DHD RX2, однако, это продукты из другого сегмента, используются для решения других задач, и сравнивать их некорректно. При этом DIGILINE BMC.124 может приятно удивить некоторыми своими функциональными особенностями даже искушенных пользователей топовых моделей пультов. Важно отметить необходимую и обязательную в современной студии возможность полноценного удаленного управления, что обычно характерно лишь для пультов более высокого ценового уровня или предлагается как платная опция.
Альтернативой DIGILINE BMC.124 с аналогичной ценой могут быть ранее упомянутые и очень популярные на нашем рынке AoIP-консоли Axia iQ + QOR.32 или Axia iQx с AoIP-интерфейсами Telos xNode. Однако, как и все остальные американские и европейские микшерные пульты сегодня, они поставляются на российский рынок только через параллельный импорт со всеми присущими этой схеме недостатками. Поэтому, если вы предпочитаете прямые официальные быстрые поставки и гарантию производителя, то сегодня у вас есть немного вариантов: DIGILINE BMC.124 или Synergy Mini. Отечественный продукт Synergy Mini довольно интересен, также имеет модификацию с 16-канальным AoIP-интерфейсом DANTE, но занимает совсем другую нишу. У него всего 8 фейдеров без возможности расширения, только 3 микрофонных входа без обработки и один встроенный телефонный гибрид.
+ Наличие полноценной встроенной микрофонной обработки.
+ Встроенный дисплей с тачскрином с возможностью полной настройки пульта без использования компьютера.
+ Управление 12 дополнительными виртуальными фейдерами с встроенного дисплея с тачскрином, необязательно приобретать фейдерные модули расширения.
+ Встроенный web-сервер с доступом к виртуальной 24-фейдерной консоли и настройкам c нескольких устройств, web-интерфейс разработан для управления с планшета или дисплея с тачскрином.
+ Наличие мастер-кнопок включения групп микрофонов, облегчающих работу оператора.
+ Плавные 100-миллиметровые фейдеры с заявленным сроком службы 20 лет (10 млн циклов).
+ Большое количество входов и выходов (32 входа/24 выхода) и их разнообразие (от аналоговых до DANTE/AES67) позволяет интегрировать пульт в любой комплекс.
+ Консоль может принять один RTP или публичный поток HTTP и отдать два потока: RTP и ICECAST/SHOUTCAST.
+ Возможность работы с двумя студиями из одной аппаратной.
- Входы и выходы не вынесены в отдельный блок. Шасси не врезать в стол. Чтобы скрыть большое количество проводов на задней панели пульта, придется заказывать опциональную декоративную панель или решать этот вопрос на этапе изготовления студийного стола.
- Нет резервного блока питания.
- Встроенный усилитель предназначен для низкоомных наушников. Он не сможет раскачать мониторные Beyerdynamic DT770 на 250 Ом. Для них потребуется внешний усилитель.