Omnia VOLT: измеряем разность потенциалов между ожиданиями и действительностью

16 Июня 2017, Денис Давыдов, звукоинженер "Дигитон Системс"

Omnia VOLT после своего выхода вызвал достаточно оживленные дискуссии с неоднозначными выводами. Многие пытались понять, соответствует ли реальности заявление Omnia о том, что эта модель вышла на замену устаревшей Omnia.6. Другие специалисты критично рассматривают VOLT как просто «продвинутый» ONE. Однозначный и однополярный ответ найти в этих дискуссиях пока не удалось. Но хочется рассмотреть этот прибор по-своему, сделать свои выводы на основе опыта общения с ним, оценить алгоритмы работы со звуком, понять позиционирование в линейке всех процессоров радиосигнала. Ну, и сопоставить свое видение этого прибора с оценками самих производителей.

К созданию прибора VOLT приложил руку Фрэнк Фоти, известный по воплощению своего видения звука в процессоре Omnia.11. А тот процессор является флагманом линейки Omnia и признанным "линкором" звукового авангарда. В первую очередь, производители указывают, что финальный лимитер/клиппер VOLT является воплощением алгоритмов Фрэнка Фоти. Если же посмотреть на структурную схему прохождения сигнала процессора Omnia VOLT, то можно и не заметить отличий от того самого, часто упоминаемого в сравнении с VOLT, процессора Omnia.ONE. "Единичка" всегда предлагалась как минимально необходимое присутствие прибора динамической/спектральной обработки сигнала перед тем, как выдать его в эфир. Посему многие операторы, к которым попал VOLT, вскрыли прибор и отметили, что отличий по схемотехники от ONE не имеется, а, стало быть, это тот же агрегат, только под другим именем.


Рис. 1. Структурная схема прохождения сигнала в Omnia.VOLT

Но когда начинается изучение обработанного прибором сигнала, то становится понятно, что, в общем-то, аппаратная часть может быть и такая же, но про алгоритмы такого не скажешь. Да, безусловно, все механизмы работы той или иной "крутилки", по традиции, закрыты от конечного пользователя. Но то, что реакция на изменение того или иного параметра оказывается другая, нежели в ONE, это совершенно явно ощутимо. Конечно, нельзя сказать, что совсем все-все параметры работают по-другому, но бОльшая часть выполняет свою работу по-другому. Рассмотрим все по порядку.


Аппаратная часть может быть и такая же,
но про алгоритмы такого не скажешь.



Ввод сигнала в процессор осуществляется тремя способами: аналоговый, AES/EBU (пара переходников XLR-RJ45 производства StudioHub в комплекте) и AoIP интерфейс Livewire. Любой из них может использоваться как основной, оставшиеся два - как резервные.


Рис. 2. Оптимизация ЧМ-сигнала

Вывод сигнала осуществляется несколькими путями: аналоговый XLR out, AES/EBU, Livewire, 2 разъема Comp Out. Дополнительно присутствуют выход 19 кГц и вход SCA для кодирования информации на поднесущей. Отдельно хочется отметить присутствие точки Insert, которая может быть использована, например, для вставки "водяных знаков" с помощью стороннего оборудования. Присутствует переключатель для соответствия стандарту ITU BS-412 для стран, где это является обязательным. Дополнительным приятным плюсом идет технология DSP|Core, которая позволяет путем замены прошивки процессора менять его функционал. Для быстрого старта предлагается функция QuickTweak, которая также отсутствует в ONE. Этот набор из шести параметров позволяет в течение пяти минут с момента включения прибора отрегулировать звук, не влезая в тонкие настройки того или иного звена системы. Изменять параметры в данном режиме можно напрямую с передней панели с помощью большого красного регулятора, но копия этих параметров есть и в web-интерфейсе прибора.


Рис.3. Технология QuickTweak позволяет неискушенному пользователю получить желаемый звук при помощи всего шести регуляторов.

Доступ к настройкам прибора осуществляется через web-интерфейс по ip-адресу. Надо отметить, DHCP прибор не поддерживает, адрес нужно ввести руками с передней панели. Набор механизмов обработки сигнала представлен достаточно скудно. Входной АРУ, два "улучшайзера" баса и стереопанорамы, пятиполосный АРУ с выбором некоторых частот кроссовера, так же пятиполосный лимитер, финальный лимитер и клиппер. Всё. Тот же набор, что и в ONE. Но когда начинаешь работать с прибором, то становится заметно, что, например, входной широкополосный АРУ работает куда отзывчивее и удобнее, нежели в предполагаемом двойнике. Присутствуют две очень полезные функции - Voice Detection, изменяющая усиление моносигнала при распознавании голоса, и Space-EFX. Последняя отвечает за общую ширину стереобазы программного сигнала, уравнивает между собой разные по ширине композиции. Так как алгоритм имеет только один регулируемый параметр, то наиболее приятное его значение находится только компромиссным методом в процессе прослушивания выходного сигнала процессора.


Рис. 4. Динамические оптимизаторы звукового сигнала с фирменными алгоритмами

В секции широкополосного и пяти узкополосных АРУ появились ручки Activity/Texture, которые в разных секциях называются по-разному, но делают одну и ту же работу.


Рис. 5. Гибкость параметров входного широкополосного АРУ

Они одновременно корректируют время срабатывания по обоим фронтам, дополняя собой параметры Attack и Release. Подобная функция присуща уже более взрослым процессорам типа Omnia.11. Нельзя сказать, что это жизненно важный регулятор, но его присутствие добавляет гибкости системе, а это полезно. Немножко печалит отсутствие внятных значений регулируемых параметров (ни мс, ни дБ/с, ни прочего), но подобное уже вошло в традицию у Omnia. В секции пятиполосного лимитера все традиционно, но, опять же, в отличие от Omnia.ONE, у прибора пять фиксированных полос ограничения сигнала, без возможности переключения в меньшее количество. Следующий за этим пятиполосный микшер позволяет сформировать конечный сигнал в нужных пропорциях. Далее остается только звено оконечного лимитера и клиппера. Тут-то вся магия и начинается.


Далее остается только звено оконечного лимитера и клиппера. Тут-то вся магия и начинается.



Несмотря на то, что в секции лимитера VOLT регуляторы те же, что и в ONE, работает он совершенно по-другому. По звучанию это лимитер из флагмана, Omnia.11. И это главное отличие VOLT и от ONE, и от Omnia.6. Этот лимитер вкупе с клиппером композитного сигнала позволяет практически бесконечно повышать громкость программного сигнала, не внося при этом сильно режущих слух искажений. Именно для этого ведь, как правило, и используют процессоры – чтобы не быть тише конкурентов по эфиру. И тут VOLT делает свою работу на полную. Это то, ради чего процессор и делали. Никакого сравнения с Omnia.ONE.



Рис. 5. Самые ценные регуляторы нового прибора

По факту, Omnia.VOLT дает звучание топовых радиостанций сам по себе. Другое дело, какой ценой это дается. Взамен пользователь, скорее всего, пожертвует гибкостью прибора. То, что дает Omnia.9 при помощи тысяч своих регуляторов, здесь недоступно. Это "звук из коробки", упрощенный вариант Omnia.11 со звучанием этого старшего брата. Сравнивать VOLT с Omnia.6 тоже сложно. "Шестерка" - это прошлое поколение, она не дает того звучания, которое предоставляют актуальные на данный момент процессоры. Но нельзя сказать, что VOLT лучше. У него нет большого количества настроек, которые есть в Omnia.6, например, переключение пресетов по расписанию, и прочее. Omnia.6 на момент своего выхода позиционировался как флагман, а VOLT на текущий момент совсем не претендует на лавры флагмана. Функционал богаче у "шестерки", но звучит VOLT более современно. Они просто разные. Отчетливо прослеживается философия формирования звука. Omnia VOLT и Omnia.11 это приборы и звучание одного человека - Фрэнка Фоти. Omnia.7 и Omnia.9 это бесконечное многообразие настроек без строго определенного звучания. Процессоры Omnia.ONE и Omnia.6 не вписываются в эти две философии, они морально устарели (а ONE еще и технически).


Резюмировать, наверное, можно все это следующим. Нет, это не Omnia.ONE в новой упаковке. Нет, он не лучше Omnia.6, потому что они разные. Да, это прибор из разряда "must have" для радиостанций, у которых нет вообще процессора. Нет, он не является универсальным и не решит всех возможных проблем. Но - да, он дает современное звучание, и радиостанция не потеряется на фоне конкурентов в эфире.