От автоматизации отдельных процессов - к автоматизации системы.Человек или автомат? ("Оборудование для радиовещания"-2008)

15 Июля 2008, Сергей Соколов

Вспомним классиков. Кто сделал первый шаг на пути автоматизации радиовещания? История умалчивает. Персонажи, которые двигались навстречу прогрессу, более известны. Почему так? Хотя бы потому, что их больше. Чем объясняются серьезные трудности, встающие на пути автоматизации в вещании? Здесь причины объективные и субъективные. Объективно первые автоматические “вещалки” были далеки от идеала – это факт. Но важнее другое. Помните у Жванецкого: “Все конфеты, все букеты, всю власть взять и дурной машине отдать?” Раздавались поначалу голоса, что, мол, автоматический микс или генератор плей-листа все испортят, а автоматизация в планировании рекламных кампаний – это вообще конец света. “Машина сама уже смекнула, что никому не нужна, но щелкает, гремит, делает вид дикой озабоченности, как все, которые никому не нужны”. Понятно, что автоматизация вещания приведет к уменьшению количества рабочих мест. И не каждого устраивает подобная перспектива. Но есть еще и такое понятие, как общие интересы. Не забывайте: автоматизация избавляет от рутины, освобождает силы и время для творческой работы, что позволяет предприятию в целом шагнуть вперед. А “свой” Лудд найдется на любую систему автоматизации. И даст тем самым и повод и тему для выступления “нового” Байрона в новой Палате лордов. В числе первых шагов на пути автоматизации вещания можно назвать дистанционное включение магнитофона, счетчик расхода ленты, автоматический регулятор уровня, генератор плей-листа на спицах и картонных карточках. И механический калькулятор в бухгалтерии радиостанции, и пришедший ему на смену электронный – тоже элементы систе- мы автоматизации. Появление компьютеров стало фундаментом для перехода на другой уровень, а повышение их производительности сделало мечту реальностью: студия сегодня способна работать сама, без человека. Постепенно и последовательно дошла очередь и до других секторов предприятия: от фиксации времени прихода на работу до учета прибылей и убытков. Сегодня можно рассматривать систему автоматизации вещания как комплекс, объединяющий все технологические процессы: от программирования и формирования сигнала до определения размеров и начисления сотрудникам премий за успешную работу. Рассмотрим основные компоненты этого комплекса: создание фонотеки и управление ею; подготовка расписания; планирование рекламных кампаний; формирование и обработка сигнала; обработка нештатных ситуаций в эфирном комплексе; запись эфира; учет и анализ результатов деятельности.