Кто подумает обо всем ("Оборудование для радиовещания"-2008)

10 Апреля 2008, Владимир Вологжанин

Полвека назад все вещание в СССР работало на единого заказчика, сегодня создают программу одни, доставляют сигнал – другие, передатчик и мачта находятся во владении третьих лиц. На характер требований к оборудованию влияют еще и отношения между физическими и юридическими лицами. Действительно, производится, продается и эксплуатируется “железо”, но ведь создают, продают и покупают его – люди. Итак, ключевыми узлами радиостанции являются: студия, оборудование для доставки, передатчик с антенно-фидерной системой. Студия представляет собой комплекс, в котором функционируют и взаимодействуют: аппаратура, программное обеспечение, фонотека, человек и помещение. Свести обсуждение оборудования к обсуждению “железа” было бы ошибкой. Последнее стоит в цепочке взаимодействий. Оборудование должно дружить с программным обеспечением, а их симбиозу надлежит быть дружественным к человеку. И тому, кто радио делает, и тому, кто это радио слушает. Как достичь подобной гармонии? Не слишком и сложно. Если подходить к вопросу широко, станет ясно: строить надо именно комплекс, с учетом не только его прямого назначения, но и взаимодействия. Вот только кому пригодится столь общая рекомендация? Тому, кто давно уже освоился в вещании, совет не требуется, а тем, кто еще только входит в профессию – бесполезен. Имеет смысл перейти к частностям, правда начать придется издалека. Микрофон или пульт – они такие, какие есть, и заниматься их переделкой под конкретные нужды – едва ли правильно. Напрашивается вывод: следует брать подходящее из уже имеющегося. Выбирать из готового, наилучшим образом приспособленного и удобного для реального вещания.